Этюды оптимизма

И. И. МЕЧНИКОВ Химия и жизнь №7 83

Этюды оптимизма

Отрывок из книги. Первое издание «Этюдов оптимизма» вышло в 1907 г.


Организации Москвы

Строительство
Программа реновации домов в Москве

Стройматериалы в Москве

Строительные рынки Москвы и подмосковья

МосгорБТИ

Инспекции жилищного надзора Москвы

Жилищные инспекции по надзору за переустройством помещений (ИНПП)

Регистрация прав на недвижимость в Москве

Департамент природопользования и
охраны окружающей среды (ДПиООС)


Плотность населения Москвы

Экология
Несанкционированные свалки на территории Москвы

Вывоз мусора и снега

Мусоросжигательные заводы

Санэпидемстанции (СЭС)

Проблемы утилизации бытовых отходов

Радиация в Москве.

Радиационно-опасные объекты Москвы.

Парки Москвы.

Здравоохранение
Поликлиники Москвы

Медицинские центры

Медицинские центры (диагностические)

Гемотест

ИНВИТРО

Травмпункты Москвы

Где лечат рак

Где лечат диабет

Где лечат позвоночник и суставы

Подстанции скорой помощи

Стоматологические клиники

Офтальмологические клиники

Клиники МЕДСИ

Гомеопатические поликлиники

Томография (КТ, МРТ)

Аптеки
Дежурные аптеки

Аптеки, имеющие
Рецептурно - Производственный Отдел


Аптеки ГОРЗДРАВ

Аптеки 36,6

Аптеки Ригла

Аптеки Норма

Аптеки Самсон-Фарма

Аптеки А5

Гомеопатические аптеки

Прочие медицинские услуги
Медицинские НИИ

Медицинские училища и колледжи

Клиники пластической хирургии

Салоны красоты

Соляные пещеры

ОРТЕКА
Сеть Ортопедических Салонов


Благотворительные организации

Ветеринарные учреждения

Продолжительность жизни, человека и других живых существ.
Этюды оптимизма. И. И. Мечников

Кому сколько на роду написано

Наука и образование
Научные институты РАН

ВУЗы Москвы.

Довузовская подготовка

Спортивные школы

Колледжи Москвы.

Медицинские училища и колледжи

Обучение инстранным языкам

Обучение китайскому языку

Культура
Музеи

Художественные Галереи

Концертные залы

Детские художественные школы

Багетные мастерские

Музыкальные школы

Библиотеки

Театры

Кинотеатры

Религиозные организации

Городские услуги
Префектуры Москвы

Управы районов Москвы

Муниципалитеты Москвы

Управление социальной защиты населения (СОБЕС)

Прокуратура Москвы

Районные суды

Многофункциональные центры
государственных услуг (МФЦ)


УФНС по г. Москве

Служба судебных приставов по г. Москве

Департамент имущества г. Москвы

МОГТОРЭР ГИБДД УВД по г. Москве

Районные Инженерные службы

ЖКХ - тарифы и оплата

Предприятия ЖКХ

Отделы ЗАГС

МГТС

Посольства
- популярные туристические направления

Почта России - московские отделения

Бизнес центры

Визовые центры


Финансовые организации
ЦБ России
Московские отделения банков

Альфа-Банк

Газпромбанк

Банк ВТБ 24

Банк ФинИнвест

АБ Россия

Росгосстрах

Лига ставок

Ломбарды

Инвестиционные компании

Общественный транспорт
Проезд по Москве городским транспортом

Московский монорельс

МЦК - Московское центральное кольцо

Бесплатные ночные парковки

Автовокзалы и автостанции

Автобусные парки

Троллейбусные парки

Трамвайные депо

Автотранспортные предприятия

Штрафстоянки

Таксопарки
портрет физиолога Мечникова
И. И. Мечников
  Зародышевая жизнь и рост человека продолжительны. Поэтому, основываясь на теоретических соображениях, можно бы ожидать, что он должен жить гораздо дольше, чем в действительности.
  Знаменитый швейцарский физиолог XVIII века Галлер думал, что человек может прожить до 200 лет. По мнению Бюффона, «если человек не умирает от случайной болезни, то может дожить до 90 и 100 лет». По Флурансу, «человек растет в течение 20 лет и живет в пять раз дольше, т. е. 100 лет».
  В действительности же долговечность человека далеко не достигает этих цифр, основанных на теоретических соображениях. Мы видели, что правило, построенное на периоде роста, может быть принято в общих чертах, но что оно не применимо к каждому отдельному случаю, так как причины, влияющие на продолжительность жизни, слишком разнообразны.
  Статистика показывает, что наибольшая смертность в людском роде выпадает на ранний детский возраст. В один первый год жизни средним числом умирает 1/4 всех детей. После этого периода наибольшей смертности последняя постепенно уменьшается до наступления половой зрелости. Затем смертность опять медленно и постепенно возрастает, достигая высшей своей степени между 70 и 75 годами. После этого она опять понижается до конечного предела человеческой жизни.
  Итальянский ученый Бодио убежден в том, что громадная смертность маленьких детей — естественное явление, имеющее целью помешать слишком большому нарастанию человеческого рода.
  Мнение это, однако, неосновательно, тем более что легко понизить смертность новорожденных соблюдением правил рациональной гигиены. Смертность эта зависит всего чаще от кишечных заболеваний, связанных с непригодным питанием. Поэтому успехи культуры значительно сокращают смертность детей.


  Невозможно также согласиться с мнением, будто усиленная смертность между 70 и 75 годами указывает на то, что возраст этот — естественный предел человеческой жизни. Основываясь на изучении смертности в большинстве европейских стран, Лексис приходит к выводу, что нормальная жизнь человека не должна превышать 75 лет.
  Д-р Эбштейн принимает эти статистические данные и утверждает, что «нормальный предел жизни, дарованный природою человеку, наступает в возрасте наибольшей смертности. Если человек умирает до этого периода,— смерть его преждевременна. Не всякий достигает естественного предела жизни. Жизнь часто пресекается до него и только в редких случаях переходит за этот предел».
  Однако тот факт, что многие люди в 70 и 75 лет еще хорошо сохранены как в физическом, так и в умственном отношениях, не позволяет считать этот возраст естественным пределом человеческой жизни.
  Такие философы, как Платон, поэты, как Гёте и Виктор Гюго, и художники, как Микэль Анджело, Тициан и Франц Галс, создали некоторые из лучших своих произведений позднее возраста, считаемого предельным как Лексисом, так и Эбштейном.
  С другой стороны, смерть, наступающая в эти годы, только в незначительной степени зависит от старческой немоши. Так, в 1902 году в Париже на 1000 смертных случаев между 70 и 74 годами от старости умерло всего 85 человек. Большинство стариков умирало от заразных болезней, воспаления легких и чахотки, от болезней сердца, почек и кровоизлияний в мозгу.
  Эти болезни могут быть в значительной степени устранены, и смерть, причиняемая ими, случайна, а не естественна.
  Вывод этот подтверждается тем, что некоторые люди живут гораздо долее общепринятого предельного возраста. Случаи достижения 100 лет не особенно редки. В 1836 г. во Франции на население в ЗЗ,5 миллиона (33 540 910) пришлось 146 столетних стариков, что составляет приблизительно 1 на 220 000 человек. В некоторых странах Восточной Европы число доживших до ста и более лет значительно больше. Так, в Греции, где вообще много стариков, из 25 641 до ста лет доживает один человек, т. е. в десять раз более, чем во Франции.
  Каков же предельный возраст, которого может достичь жизнь человека?
  В древние времена некоторым избранникам божиим приписывали жизнь в несколько веков. По Библии, Мафусаил достиг 969 лет. Однако предание это основано на ошибочном расчете.
  По Гомеру, Нестор пережил «три человеческих века», и иллириец Дандо и один из лакмейских королей якобы достигли 500 и даже 600 лет. Несомненно, что эти данные древних веков совершенно не точны. Гораздо большего доверия заслуживают менее отдаленные от нас сведения, по которым крайний человеческий возраст не превышает 185 лет. Приводят пример основателя аббатства в Глазго — Кэнтигерна, известного под именем святого Мунго, который умер 5 января 600 года 185 лет. Другим примером необычайной долговечности служит один венгерский земледелец Петр Зортай, родившийся в 1539 г. и умерший в 1724 г. По другим данным венгерских летописцев XVIII века, наблюдались случаи долговечности в 147 и 172 года.
  Еще менее сомнения внушает факт, что в Норвегии некий Дракенберг прожил от 1626 года до 1772 года. Он был прозван «северным старцем». Его захватили в плен африканские пираты, у которых он прожил 15 лет в неволе. Затем он прослужил 91 год матросом. Его романтическая история привлекла внимание современников, и в газетах того времени можно найти о нем много сведений («Gazette de France»» 1764 г.; «Gazette d'Utrecht»» 1767 г. и т. д.).
  Часто приводят в пример долговечности шропшайрского крестьянина Фому Парра. Он был в тяжелой работе до 130 лет и умер в Лондоне в возрасте 152 лет и 9 месяцев. Этот пример — один из наиболее достоверных. Вскрытие Парра было сделано знаменитым Гарвеем и не обнаружило никаких органических повреждений. Даже реберные хрящи его не окостенели, сохранив упругость, как у молодых людей.
  Мы вправе, следовательно, допустить, что человек может дожить до 150 лет. Примеры эти, однако, очень редки, так как в два последних века мы не встречаем больше ни одного достаточно проверенного случая такой чрезвычайной долговечности. Существуют указания, будто в начале XIX века двое стариков достигли 142 и 155 лет. Но к этим указаниям следует относиться очень осторожно. Наоборот, примеры 100, 105, 110 и даже 120-летних возрастов не особенно редки.
  Такая долговечность встречается не у одной белой расы, но и у цветных рас.
  По Притчарду, негры иногда доживают до 115, 160 и даже 180 лет. В течение XIX века в Сенегамбии восемь негров достигли от 100 до 121 года. Шемэн «сам видел в 1898 г. в Фундиугне старика, которому, по словам туземцев, было 108 лет. Состояние его здоровья оставалось удовлетворительным, и он ослеп только в последние годы». Тот же автор приводит из «New York Herald» (13 июня 1855 г.) пример одной индианки Северной Каролины старше 140 лет и индейца 125 лет.
  Женщины чаще мужчин достигают 100 и более лет. Разница, однако, не очень велика.
  Так, в Греции в 1885 году на народонаселение приблизительно в два миллиона (1.947.760) оказалось 278 человек, достигших от 95 до 110 лет, и между ними было 133 мужчины и 145 женщин. В Париже в течение 7 лет (от 1833 до 1839 г. включительно) насчитали 26 мужчин, доживших от 95 до 100 и более лет и 49 женщин того же возраста.
  Как эти, так и многие другие данные подтверждают, что мужская смертность вообще всегда превышает женскую.
  Большинство столетних старцев отличается здоровьем и крепким телосложением. Однако преклонного возраста достигают иногда слабые и даже ненормальные люди.
  Примером этому служит некая Николина Марк, умершая в Булоне 110 лет. «Она была искалечена с двух лет; ее левая рука в виде крючка загибалась под предплечье. Николина была так сгорблена, что казалась не более 4 футов высоты».
  Другая женщина, шотландка Елизавета Вальсон, достигла 115 лет. Она была карлицей, так как не превышала 2 футов и 3 дюймов.
  Даже среди великанов, несмотря на краткость их жизни вообще, встречаются столетние старцы.
  Уже в XVIII веке Галлер обратил внимание на то, что столетнего возраста часто достигают члены одной и той же семьи, что подало повод считать долговечность наследственной.
  Действительно, из жизнеописания стариков видно, что потомки людей, достигших ста лет, живут очень долго.
  Так, например, сын вышеупомянутого Фомы Парра дожил до 127 лет и в 1761 году умер в Мишелстауне, вполне сохранив до конца умственные способности. Список Шемэна указывает 18 примеров крайней старости в одних и тех же семьях. Мы не имеем никакого повода отрицать наследственности в этих случаях, потому что вообще самые различные прирожденные признаки передаются этим путем.
  Но не следует упускать из виду и роли внешних условий, общих при совместной жизни родителей и детей.
  Так, оказалось, что многие случаи чахотки и проказы, приписываемые наследственности, были просто вызваны общей заразой.
  Точно так же и примеры долговечности в одной семье могут объясняться влиянием сходных внешних условий.
  Часто супруги, несмотря на отсутствие кровного родства, оба одинаково достигают очень преклонного возраста.
  В сочинении Шемэна я насчитал 22 таких случая, из которых и привожу нижеследующие примеры. «В 1888 году в Ржижманице, в Моравии, умерла 123-летняя старуха Анна Борак. За десять лет перед этим умер ее муж 118 лет». «В 1896 г. в Константинополе жил некто Кристаки, бывший военный врач; ему было 110 лет, а его жене 95 лет». «В 1866 г., на расстоянии двух дней, умерли (в Париже, Вожирар, 54, улица Камброн) супруги Галло. Мужу было 105 лет и 4 месяца, а жене 105 лет и месяц».
  Мы имеем основание предполагать, что на долговечность влияют и местные условия, так как известно, что некоторые местности отличаются долговечностью своих жителей. Замечено, что в Восточной Европе (на Балканском полуострове и в России), несмотря на низшую степень ее цивилизации, значительно больше людей достигают ста лет, чем в Западной Европе.
  Выше были приведены данные д-ра Орнштейна, которые указывают на сравнительно большое число людей, достигающих глубокой старости в Греции. Шемэн в свою очередь приводит в пример Сербию, Болгарию и Румынию, где в 1896 году насчитывали более пяти тысяч (5545) столетних стариков. «Цифры эти кажутся преувеличенными,— говорит Шемэн,— тем не менее живительный и чистый воздух Балканских гор, пастушеский и земледельческий образ жизни их обитателей предрасполагают их к долговечности».
  Тот же автор указывает на некоторые местности во Франции, отличающиеся большим количеством столетних старцев. «В 1898 году в округе Сурниа (в восточных Пиренеях) на 600 жителей насчитывали: 95-летнюю старуху, 94-летнего старика, 89-летнюю, двух 85-летних старух, двух стариков 84 лет, двух 83 лет, трех старух 82 лет и двух стариков 80 лет». «В деревне Блимон, в департаменте Соммы, в 1897 г. на 400 жителей насчитывали 6 мужчин от 85 до 93 лет и одну женщину, вступившую в сто первый год».
  Очевидно, не один «живительный воз дух» влияет на продолжительность жизни: в Швейцарии, несмотря на ее горный климат, столетние люди встречаются очень редко. Причину долговечности следует скорее искать в образе жизни населения.
  Замечено, что столетние старцы большею частью встречаются среди недостаточных или даже бедных людей, ведущих очень простой образ жизни. Это не значит, чтобы миллионеры не могли достичь ста лет; так, сэр Мозес Монтефиоре умер в 1885 году в возрасте 101 года. Но такие случаи совершенно исключительны, и можно сказать с достоверностью, что богатство не доставляет долговечности. Бедность связана с умеренностью, особенно у стариков. Действительно, часто замечали, что большинство столетних старцев вели очень умеренный образ жизни. Конечно, не все они следовали примеру знаменитого Корнаро, который ограничивался 12 унциями твердой пищи и 14 унциями вина в день и достиг приблизительно ста лет, несмотря на свое слабое сложение. Последний оставил очень интересные мемуары и отлично сохранился до самой смерти (26-го апреля 1566 г.).
  В таблице долговечности Шемэна я насчитал 26 столетних стариков, отличавшихся умеренным образом жизни. Большинство из них не пили вина, и многие довольствовались одним хлебом, маточной и растительной пищей.
  Умеренность, следовательно, является, несомненно, одной из причин долговечности, хотя, конечно, не единственной. Так, между столетними старцами не особенно редко встречаются пьяницы. Один из приведенных в каталоге Шемэна стариков пил вино и лругие спиртные напитки, иногда даже до опьянения. Таковы: Катерина Реймон, умершая в 1758 г. 107 лет. «Она пила много вина»; хирург Политиман умер 140 лет (1685—1825); с 25 лет он имел обыкновение по окончании своих дневных занятий ежедневно напиваться. «Гаскон, мясник в Трие (высоких Пиренеях), умерший в 1767 г. 120 лет, напивался два раза в неделю».
  Поразителен пример одного ирландского землевладельца Брауна, дожившего до 120 лет. Он завещал сделать ему надгробную надпись, гласящую, что «он был всегда пьян и так страшен в этом состоянии, что сама смерть боялась его».
  Некоторые местности славятся как долговечностью своих обитателей, так и усиленным потреблением спиртных напитков. Так, например, в 1897 году в деревне Шальи (департамент Кот-д'Ор) на 523 жителей насчитывали не менее 20 восьмидесятилетних. «Между тем деревня эта — одна из местностей Франции, потребляющих наибольшее количество спиртных напитков, причем старики не отличаются от своих сограждан большей умеренностью (наоборот)».
чтобы дольше жить надо больше смеяться
  Замечено было, что некоторые старики пьют много кофе. Вспомним совет Вольтера своему врачу, который описывал ему вред кофе, действующего, как настоящий яд. «Вот скоро 80 лет, как я отравляюсь этим ядом»,— сказал ему великий писатель. Старики, жившие долее Вольтера, иногда пили еще больше кофе, чем он. Савоярка Елизавета Дюриэн жила более 114 лет. «Ее главную пищу составлял кофе, она пила его до 40 чашек в день. Она была веселого нрава, хорошо ела и ежедневно пила черный кофе в таком большом количестве, что самый ярый араб не угнался бы за ней. Кофейник всегда стоял на огне, как чайник у англичан».
  Замечено, что большинство столетних старцев не курит. Но и это правило, как многие другие, не всегда приложимо. Росс в 102-летнем возрасте, получивший премию долголетия (в 1896 г.), был «неисправимый курильщик».
  В 1897 году в Ла-Каррьер в Керину (Финистер) умерла старая вдова Лазеннэк 104 лет. «Она жила в настоящей трущобе и перебивалась одним подаянием; с ранних лет она курила трубку».
  Из всего изложенного видно, что каждый из факторов, которому, казалось бы с первого взгляда, можно приписать влияние на долговечность, ускользает при рассмотрении достаточного количества примеров. Тем не менее несомненно, что здоровое сложение, простой и умеренный образ жизни благоприятствуют долговечности. Но, помимо этих условий, остается еще нечто неизвестное, что способствует ей.
  Знаменитый боннский физиолог Пфлюгер приходит к тому заключению, что «главное условие долговечности заключается во внутренней сущности всякого человека», в чем-то ускользающем от точного определения и зависящем от наследственности.
  При настоящем положении наших знаний невозможно достаточно глубоко проникнуть в причины долговечности человека; совершенно естественно однако, искать их в том же направлении, как и причин долговечности животных. Мы видели, что долговечность носит местный характер, что она часто обнаруживается у супругов, не имеющих ничего общего, кроме образа жизни. Это дает нам право искать причин, влияющих на долговечность, в кишечной флоре и в способах борьбы с нею самого организма. Совершенно естественно предположить, что в одной и той же местности при одинаковых условиях существования кишечные флоры должны быть очень сходными. Но только при помощи настойчивых исследований задача эта найдет свое решение в более или менее близком будущем.
  В настоящее же время приходится ограничиться собиранием возможно большего числа фактов относительно продолжительности жизни человека и животных. Факты эти должны направить и осветить путь новых исследований.
фотография физиолога Мечникова
И.И. Мечников
Мечников Илья Ильич (1845-1916) русский и французский биолог (микробиолог, цитолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).
  Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основатель научной геронтологии.
  Википедия


О продолжительности жизни
Кому сколько на роду написано.
  Популярно о продолжительности жизни различных живых существ. Факты и предположения.



История Москвы


Top.Mail.Ru