НОВЫЕ ПРОСПЕКТЫ.

Академик архитектуры И. ФОМИН

Из книги "Москва 1935"

Экология    Медицина    Наука и образование    Культура
История Москвы    Достопримечательности    Политика    Анекдоты

  Правительство и партия дают нам, архитекторам, директиву: превратить Москву в красивейший город мира. Это задача трудная, потому что Москва сейчас, несмотря на общую правильную схему планировки — кольцевую систему с радиусами к центру, — представляет собой издавна город чрезвычайно хаотический и путаный.
  Осуществление этой задачи мы начинаем с основного. В Москве совершенно нет больших прямых магистралей. В царское время об этом не думали. Оставшаяся нам в наследство система улиц никак не удовлетворяет нашим требованиям. Вполне понятно, что мы начинаем наши работы с постройки двух больших магистралей. Первая из них — проспект, соединяющий площадь Дзержинского с будущим Дворцом советов; проспект в 80—100 метров шириной рождается на наших глазах. Гостиница Моссовета, дом СТО и дом, построенный по проекту архитектора Желтовского, — первые три здания, начинающие оформлять этот проспект.
  Другой проспект намечается создать из улицы Горького, которая будет расширена до 60 метров. Эта задача поставлена на ближайшую очередь.
  Мастерская № 3 проектирует ряд крупных зданий для Москвы будущего. Архитектор Мордвинов спроектировал Дворец радио, который будет перестроен из Миусского собора. Он будет обслуживать Всесоюзный комитет радиовещания, в нем запроектированы театр на 2000 мест, ряд студий, подсобных сооружений и т. д.
  Колоссально толстые стены собора — до двух метров — как бы созданы для данного случая, так как великолепно изолируют звук.
  Архитектура этого интересного здания связывается с идеей радио, и отличительной чертой проекта является устремление здания ввысь. Архитектура представляет собою прямоугольное решение.
  В связи с превращением собора в Дворец радио осуществляется и планировка Миусской площади, чтобы получились полный ансамбль и хороший проспект с видом от улицы Горького. Переулок, соединяющий собор с улицей Горького, превращается в парадную улицу.
  Мастерская проектирует новое здание Межрабпрома на Триумфальной площади. Оно займет не только существующий дом, но и перекинется на соседнюю улицу, Садовую-Кудринскую, и оформит противоположную театру Мейерхольда часть площади.

Проект реконструкции Триумфальной площади

На реконструируемой Триумфальной площади будут построены здания: театра им. Мейерхольда, Межрабпома, Главн. упр. гострудсберкасс и др.
  Под моим руководством в мастерской спроектирован (в порядке конкурса) новый дом Наркомтяжпрома на Красной площади. По этому проекту площадь расширяется за счет половины ГУМ. Это здание, кубатурой около миллиона метров, главным фасадом выходит на Красную площадь. Мы предполагаем половину ГУМ, которая ближе к площади, сломать, другую срезать по диагонали и превратить в трибуны на 15—20 тысяч человек.
  Само здание — высотой в 15 этажей — настолько велико, что его приходится вытянуть и на площадь имени Свердлова, куда оно выйдет вторым фасадом, имеющим три арки.
  Дома напротив нового здания на улице 25 октября будут снесены. Таким образом откроется вид со стороны улицы Горького.
  Мастерская проектирует ряд больших жилых домов. Из них в первую очередь надо назвать дом ЦИК СССР на Садовой Землянке на 400 квартир, строящийся по проектам архитекторов Хрякова, Брод и Безрукова, дома на Краснопрудной улице на 200 квартир и на Новой Басманной, № 5, для НКПС (оба по моим проектам), дом Моссовета на Арбате — против театра Вахтангова (архитектор Поляков), дом для ИТР в Спиридоньевском переулке, дом «Самоточки" на 100 квартир на Сущевском валу (архитектор Безруков), дом НКПС на Краснопрудной улице (архитектор Рожин).
  Мастерская спроектировала также здание нового театра им. Немировича-Данченко, которое строится на Тверском бульваре, примерно против Камерного театра. Театр рассчитан на 1 500 человек.
  Проектируя новые жилые дома для Москвы, я испытываю глубокое удовлетворение. Еще недавно их строили, исходя из принципа получения максимального дохода и наименьших затрат на архитектуру. Эти требования — строить проще, дешевле, как можно больше квартир — сменились новым требованием: дать самые лучшие, удобные и красивые дома. Мы ушли в строительстве от так называемых колодцев, имевших безрадостный вид. Наши дома будут иметь вид радостный и праздничный. Требования к жилью неизменно повышаются. Еще недавно — до 1931 года — примерная высота комнат была 2 м. 90 см. С началом реконструкции Москвы мы делаем комнаты высотой 3 м. 15—20 см., а в учреждениях— до 4 м. Все квартиры имеют ванны, газ, комнату для домработницы и т. д. Каждый дом имеет столовую, прачечную, ясли, плоские крыши, где могут быть организованы физкультурные площадки, рестораны. Все эти требования обязательно входят в каждый из таких новых проектов.
  Работа в области архитектурного творчества в СССР и в Москве в частности представляет исключительный интерес. Она воодушевляет всех советских архитекторов, работающих, без преувеличения с огромным напряжением.
  Мы не сомневаемся в том, что под руководством коммунистической партии и любимого вождя т. Сталина Москва будет превращена в самую лучшую и красивую столицу мира.

Об авторе. здание НКПС у Красных ворот, арх. И. Фомин
  Иван Александрович Фомин (1872 - 1936) - российский и советский архитектор.
  Начав работу в стиле модерн, в начале 1910-x гг. Фомин стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы.
  В 1915 году был избран академиком архитектуры.
  В 1920-е гг. разрабатывал теорию и практику «пролетарской классики». В 1920-е гг. стал одним из основателей сталинской архитектуры.
  В Москве, по его проекту построено здание НКПС (МПС, РЖД) у Красных ворот (1930). Здесь наблюдается заметное влияние конструктивизма.
  Из Википедии.

История Москвы

Имперский флаг России
Москва дореволюционная
Флаг СССР
Москва социалистическая.
А.Н. Толстой. Москва до XIX века.

Н. В. Давыдов. Поддержание порядка, полиция.

Н. В. Давыдов. Трактиры и рестораны.

Д.А. Покровский. Кулачные бои.


П.И.Богатырев. Крестовская застава.


Пантелеймон Романов. "Под великопостный звон".


И.А. Белоусов. "Еврейское гетто" в Москве.


И.А. Белоусов. "Московские бани".


Новодевичий монастырь.


Галина Серебрякова "Катков и нигилисты"
МОСКВА Кагановича
(из книги МОСКВА 1935 г.)


Архитектор К. Алабян. Расцвет архитектуры


Архитектор И. Фомин. Новые проспекты.


Л. Перчик. Планировка Москвы.


Вальтер Дюранти. Самый интересный город в мире


Е. Габрилович. Нет Сухаревке!


Инженер А. Бутусов. У товарища Сталина.


Архитектор Б. Иофан. Дворец Советов


Пример конкретного руководства


Заметки парторга