ПЛАНИРОВКА МОСКВЫ.

Л. ПЕРЧИК.

Из книги "Москва 1935"

Поиск по сайту:
Экология    Медицина    Наука и образование    Культура
История Москвы    Достопримечательности    Политика    Анекдоты

  Реконструкция красной столицы является задачей исторического значения. Не случайно по инициативе товарища Сталина в 1931 году был поставлен на июньском пленуме ЦК партии вопрос о реконструкции Москвы. В ярком докладе на этом пленуме т. Каганович дал развернутую картину тех огромных сдвигов, которые произошли в социальной и экономической структуре Москвы, и тех изумительных по своему размаху и насыщенности задач, которые стоят перед столицей нашей социалистической родины.
  Для социалистической планировки пролетарской столицы огромным преимуществом перед капиталистическими городами является упразднение частной собственности на землю и орудия производства.
Осман, герой бонапартистской Франции, перепланировавший в середине XIX века Париж, в своих мемуарах, выпущенных в девяностых годах прошлого века, не раз останавливается на непреодолимых трудностях, которые встречала на своем пути планировка Парижа из-за "священной и неприкосновенной" частной собственности на землю. Для приведения в исполнение проекта инженера Бельграна о водоснабжении Парижа, — пишет он, — городу необходимо было приобрести источники Соммы и Суда. Однако частные владельцы не поддавались никаким уговорам, и дело это сорвалось".
  Созданная после московского пожара 1812 года "комиссия для стройки", столкнувшись с необходимостью отчуждать частновладельческую землю для того, чтобы создать хоть какую бы то ни было набережную у водоотводного канала, почувствовала себя в безвыходном тупике. "Комиссия, — читаем мы в протоколах этой мертворожденной организации, — со своей стороны находит необходимо нужным проезд около канала до пристани и тем более, чтобы не отступить от высочайше конфирмованного плана, но, считаясь с тем, что при упланировании этого местоположения многие обыватели должны будут лишиться своей собственности, она нашла необходимым план части канала представить на рассмотрение главнокомандующего, прося его предписания, проводить ли в действие набережную канала".
   - Всем памятна знаменитая история с так называемой "Волковой рощей" на Кузнецком мосту (1), "рощей" в несколько квадратных саженей, которую ее владелец Волков не хотел уступить городу, и в течение многих лет, вплоть до Октябрьской революции, эта "роща" вызывала бессильное возмущение почти двухмиллионного населения огромного города.
  Но, говоря о наших огромных преимуществах в деле планировки социалистических городов, нельзя ограничиваться только вопросом о собственности. Важнейшие преимущества наши — это направленное в интересах миллионов пролетариев и трудящихся плановое начало всех отраслей нашей экономики и культуры и правильная марксистско-ленинская политика нашей большевистской партии в городском строительстве.
***

  Основные установки планировки Москвы дал т. Каганович в своем докладе на III московской областной и II городской партконференциях. В этих установках Лазарь Моисеевич объявил борьбу на два фронта: как против сторонников разукрупнения Москвы и немедленного вывода из нее ряда крупных промышленных предприятий, так и против идеологов городской гигантомании.
  Работа по планировке должна пойти по разным направлениям: нужно расширить и выравнять улицы, спланировать новые площади, определить важнейшие участки для стройки новых зданий. В речи своей т. Каганович, ссылаясь на указания т. Сталина, обратил большое внимание на набережные Москва-реки, которые у нас до сих пор были в загоне и которые "мы можем и должны в кратчайший срок превратить в благоустроенные набережные с бульварами, с трамвайным, автомобильным движением".

  Что касается схемы планировки Москвы, то были отвергнуты многочисленные предложения самых различных архитектурных направлений о ломке исторически сложившейся радиально-кольцевой системы Москвы. Нас пугали, что эта система свойственна якобы феодальному городу и что она находится в принципиальном (!) противоречии с городом социалистическим. Нам предлагали вместо нее создать шахматную схему, либо систему раздробленного города, состоящего из сателитов (городов-спутников), либо систему города-"кометы" с прорывом нынешнего города-кольца в каком-нибудь одном (предпочтительно северо-западном) направлении, либо ленточную (линейную) схему планировки, либо систему "города-сада", по которой Москва должна была разрастись до огромных размеров в 200 тысяч га.
Прошло семьдесять лет и "город-комета" выплыл из небытия. Только прорыв планируется не в северо-западном, наиболее экологичном, а в юго-западном направлении. Возможно потому, что на северо-западе находятся виллы и коттеджи весьма значительных персон и "прорыв" в этом направлении им не на фиг не нужен.
  Во всех этих абстрактных, не считающихся с историческим наследием схемах проявлялась буржуазная и мелкобуржуазная идеология их авторов. Правый, реакционный фланг этих планировщиков пытался оставить старую Москву в полной неприкосновенности ее дворянско-купеческо-церковного облика и оказывал сопротивление реконструкции Москвы, сопряженной с ломкой и сносом историко-архитектурных памятников, даже когда они не представляли большой ценности, либо, будучи и ценными, становились оковами социалистической реконструкции города. "Левый" фланг отходил от задачи реконструкции и предлагал строить столицу на новом месте, таким образом оставляя Москву в ее прежнем состоянии. Как видим, и в области планировки происходила теснейшая смычка между правыми и "левацкими" мелкобуржуазными идеологами.
А вот здесь виден стиль дискуссий 30-х годов. Вместо аргументов, идеологические обвинения оппонентов и неумеренное повторение имен вождей. Приведенный выше абзац, прямо таки донос в НКВД, только что фамилий нет, но это в общем-то не проблема.

  Организованный МГК ВКП(б) и Моссоветом по инициативе т. Кагановича в сентябре 1933 г. отдел планировки, опирающийся в практической работе на 12 планировочнцх мастерских, закончил первый большой этап своей работы, проделанной по прямому заданию и под непосредственным руководством т. Кагановича. Около двух десятков основных радиальных магистралей и четыре кольцевых магистрали тщательно проработаны в сторону их расширения, выпрямления, ликвидации лишних пересечений — переулков и тупиков, — расширения площадей, взаимной увязки магистралей и очередности их застройки. Уже подведены экономические подсчеты предстоящей нам в ближайшее десятилетие огромной работы по оформлению этих магистралей и по реконструкции Москвы в целом.
  До революции Москва насчитывала 1 600 тысяч человек населения; в настоящее время население Москвы выросло до 3600 тысяч человек, т.е. на 2 миллиона человек — рост почти в 2,5 раза. А перестраиваем мы город, исходя из расчета 5 миллионов человек московского населения.
  Территория Москвы, имевшая до революции площадь в 9 тысяч га, в настоящее время имеет 26 тысяч га., т.е. почти в три раза больше. А перестраиваем мы Москву, исходя из расчета территории в 60 тысяч га.
  Эти цифры являются только количественными показателями нашего роста, хотя и они сами по себе очень ярки и показательны. Но попробуйте вникнуть в качественное содержание роста Москвы, и перед вами тотчас же раскроется изумительная картина переделки города и его культуры.
  Работа предстоит огромная: во второй пятилетке, в соответствии с решениями партии, Москва должна получить 4,5 миллиона квадратных метров новой жилой площади; энергетика города должна получить мощность в 600 тысяч квт., причем на сотни процентов должна возрасти теплофикация; будет построено около 35 километров метро и закончено строительство канала Волга — Москва; З,5 миллиона квадратных метров мостовых внутри города и все подходы к городу на расстоянии десятков километров должны быть замощены усовершенствованными покрытиями; водоснабжение, канализация, газификация и транспорт получают мощное развитие. Все это, а также новые сооружения, как школы, театры (как, например, театр Красной армии, новые здания театров Мейерхольда, им. Немировича-Данченко и МОСПС) клубы, детские сады, выставки, музеи, гостиницы, столовые, магазины, дворцы, среди которых первое место займет величайший архитектурный памятник нашей эпохи -— Дворец советов,— все это ставит перед планировкой Москвы задачи исключительного значения.
  В нынешнем году благодаря энергичным усилиям московских пролетариев, руководимых т. Кагановичем, важнейшие центральные узлы, как, например, Колхозная (быв. Сухаревская) площадь, Охотный ряд, улица Коминтерна, Арбатская площадь, Арбат, Фуркасовский переулок, часть проспекта Дворца советов, а именно: площадь Ногина, Китайский проезд, площадь Дзержинского, Театральный проезд, площадь Свердлова, Университетская площадь, Моховая улица, резко изменили свой облик.
  На очереди дальнейший снос Китайгородской стены, снос всего Зарядья, расширение Красной площади за счет сноса ГУМ и постройка на этой площади, являющейся сердцем Москвы, величественного здания — дома Наркомтяжпрома. Перед нами задача дальнейшего приведения в порядок ряда основных магистралей и районных площадей. Сталинский стиль в работе, образцы которого нам, москвичам, повседневно показывает т. Каганович, в том и заключается, чтобы малейшие и мельчайшие работы по благоустройству города сочетать с задачей генеральной реконструкции и перепланировки Москвы.
  Особенный интерес представляет центральная магистраль — проспект Дворца советов — шириной в сто с лишним метров, с большим количеством зелени с выдающимися архитектурными произведениями: Дворец советов, библиотека им. Ленина, Институт Маркса — Энгельса —Ленина, Музей революции, университеты и др. Эта магистраль будет являться естественным центром Москвы, ее "Средиземным морем", куда вливаются мощные потоки — радиальные магистрали всего города.
  К трем магистралям с наибольшим движением подводятся параллельные улицы, организуемые заново: к улице им. Горького, улице Кирова и Арбату. Кроме того пробиваются две новых магистрали на восток. Таким образом число радиальных магистралей увеличивается на одну треть, доходя до двадцати. Кольцевые магистрали также увеличиваются в числе, и к ныне существующим кольцам — Бульварному, Садовому и Камер-Коллежскому валу — прибавятся Кузнецкое полукольцо, вспомогательное к аллее Дворца советов, и кольцо вокруг заселенной территории города — так называемое парковое.
  Магистраль, ведущая от центра города через Солянку к Пролетарскому району, к порту на Москва-реке и заводу им. Сталина, намечена шириною в 72 метра. Это в четыре раза шире нынешней Солянки. Такой же ширины планируется магистраль и в южном направлении — в Кировский район, на месте нынешних Большой и Малой Ордынок.
  Ширина современной благоустроенной улицы должна быть 45—50 метров. Улица должна служить не только для транспорта. Она должна не только быть проходным коридором, но и радовать глаз. Поэтому ширина (габарит) улиц Москвы доводится до 35 — 40 метров, а там, где есть возможность, — до 60—70 метров, в некоторых же местах и до 100—120 метров, как, например, проспект Дворца советов.
  Знаменитые Елисейские поля в Париже имеют ширину 90 метров, Унтер-ден-Линден в Берлине — 60 метров, Рингштрассе в Вене — 59 метров, авеню Пенсильвании в Вашингтоне — 49 метров, Мейль в Лондоне — 40 метров. Но это все парадные улицы. Так называемые деловые улицы капиталистических городов значительно уже, и в них, как правило, происходит закупорка движения.
  Но одна ширина улицы не решает транспортной проблемы города. Эта проблема, как и вообще все вопросы правильной организации города, решается целой суммой мероприятий, среди которых реконструкция улиц и площадей является только одним из факторов. Еще более важным фактором являются правильное расселение городского населения и правильная организация сети обслуживания как материально-бытового; так и культурного.
  Июньский пленум ЦК ВКП(б) указал, что "при планировке Москвы, как социалистического города, в противоположность капиталистическим городам не должна допускаться чрезмерная концентрация на небольших участках больших массивов населения, предприятий, школ, больниц, театров, клубов, магазинов, столовых и т. д." Исходя из этой установки, мы организуем город таким образом, чтобы всю эту сеть обслуживания приблизить к населению, строя равномерно по всему городу учреждения культурного и материально - бытового обслуживания. Так, например, по инициативе т. Кагановича театр им. МОСПС, который раньше намечался к строительству на прежнем месте, в центре города, в Каретном ряду, будет строиться в Сталинском районе. Большой кинотеатр Межрабпомфильма, который раньше намечался к строительству на Триумфальной площади, переносится в один из районов, по всей вероятности в Пролетарский.
  Реконструкция города требует в ряде случаев "хирургических" мероприятий. Приходится сносить дома, которые мешают расширению и выпрямлению улиц, не говоря уже о "морально амортизировавшихся" домах, выстроенных без всякой системы в старое время алчными домовладельцами. Нужно отметить и особенно подчеркнуть, что где бы нам ни приходилось бывать и беседовать с жильцами сносимых домов, сами же жильцы в первую очередь подают голос за скорейшую ломку и снос негодного и гнилого хлама прошлого.
  Ведь каждый из них уверен, что пролетарская власть обеспечит их светлым, благоустроенным и красивым жильем.
  Стоит сравнить с этим жуткие картины разрушения темных и сырых трущоб обездоленной городской бедноты Парижа XIX столетия, картины, описанные Э. Золя в его романе "Дамское счастье", чтобы понять коренное отличие социалистической реконструкции наших городов от той "османизации", которую с таким гневом разоблачал в своих гениальных произведениях великий учитель пролетариата Фридрих Энгельс.
  Особенно большое значение мы должны уделить реконструкции набережных Москва-реки и Яузы. На эту исключительную по своему значению и размаху задачу впервые обратил наше внимание еще три года назад т. Сталин. В течение этих лет Московский комитет нашей партии и президиум Моссовета, направляемые в своей работе руководителем московских большевиков т. Кагановичем, проделали большую работу по реконструкции Москва-реки: на Котельнической, Ростовской, Смоленской, Дорогомиловской набережных и у Центрального парка им. Горького берега Москва-реки оделись в гранит. Новые красивые дома воздвигаются на этих набережных.
  Москва-река, имеющая протяжение в черте города около 40 километров, была капиталистами загрязнена, испоганена, превращена в дешевый коллектор для сточных вод. Эта река должна быть усилиями большевиков превращена в самую удобную для транспорта и привлекательную для спорта и культурного досуга передовую магистраль нашей столицы.
  Начиная от Карамышевского шлюза и Шелепихинской набережной на севере и кончая Кожуховской набережной на юге, Москва-река будет застроена жилыми домами и культурными учреждениями, обсажена парками и бульварами, гранитные одежды покроют ее берега, красивые мосты будут перекинуты через нее, и по ее водам пойдут пароходы, катеры, речные трамваи, глиссеры и байдарки.
  Громадную роль в планировке Москвы мы придаем вопросу о зелени. Если в границах нынешней Москвы зеленые насаждения уже теперь занимают 17 процентов, намного превосходя удельный вес зеленых насаждений в дореволюционной Москве, то в дальнейшем мы берем еще больший разгон и доводим в завтрашней Москве удельный вес парковых массивов и всех зеленых насаждений в городе до 47 процентов.
  Наряду с зелеными массивами Москва должна получить большую сеть каналов внутригородского значения, которая явится естественным продолжением и развитием канала Волга—Москва.
  Борьба за архитектуру, достойную нашей великой эпохи, является повседневным делом московских организаций и в первую очередь нашего главного архитектора, вождя московских большевиков т. Кагановича. Созданный при МГК ВКП(б) и президиуме Моссовета под председательством т. Кагановича Арплан (архитектурно-планировочная комиссия), в состав которого входят выдающиеся архитекторы нашей столицы (академики архитектуры И. В. Желтовский, А. В. Щусев, В. А. Щуко, И. И. Фомин, архитекторы В. А. Веснин, Н. Я. Колли, Б. М. Иофан и др.), является подлинным штабом архитектурной реконструкции нашей родной столицы, нашей красной Москвы.
  Под руководством большевистской партии и ее любимого вождя т. Сталина все города СССР, а среди них на первом месте Москва, преображаются на наших глазах. Москва должна стать и станет в недалеком будущем самым лучшим, самым благоустроенным, самым красивым городом во всем мире.

Об авторе.
  К сожалению биографических сведений об авторе найти не удалось.
  23 сентября 1933 принимается постановление Московскрого горкома партии и президиума Моссовета "Об организации дела проектирования зданий, планировки города и отвода земельных участков". Создаются десять проектных и десять планировочных мастерских - "по основным магистралям города, работающих под руководством отдела планировки города и главного архитектора отдела". Для контроля и руководства их работой создается отдел проектирования Моссовета (заведующий М.В. Крюков) и отдел планировки города (заведующий Л.М. Перчик, главный архитектор В.Н. Семенов).

  Позиция Перчика по поводу реконструкции Москви видна из его публикаций в печати - все снести. Вот некоторые из его высказываний:

  В самом первом номере «Архитектурной газеты» (1934 г ) Л. Перчик напишет: «Старая дворянско-купеческая Москва была символом «рассейской» отсталости, азиатчины, купеческого разгула».

  Архитектор Л Перчик в декабре 1934 г: «И если мы теперь еще слышим иногда робкие голоса о слишком жестоких хирургических приемах реконструкции столицы, то нас подобные заявления только смешат, так как никто не назовет ни одного сооружения в Москве из снесенных, которое следовало бы оставить, но зато можно назвать еще десятки неснесенных сооружений, которые следовало бы снести».
  Вообще, судя по статье и выступлениям, этот Перчик был тот еще фрукт.


  Примечание:
  1. "история с так называемой "Волковой рощей" на Кузнецком мосту" - здесь автор повидимому ошибается. Роща называлась "Хомяковой", по имени владельца этого участка А. С. Хомякова. И существовала она не "вплоть до Октябрьской революции", а до 1911г. Эта история широко известна. Одно из лучших ее описаний в книге В. Гиляровского "МОСКВА И МОСКВИЧИ".
  В Интернете даже нашел фотографию "Хомяковой рощи":

История Москвы

Имперский флаг России
Москва дореволюционная
Флаг СССР
Москва социалистическая.
А.Н. Толстой. Москва до XIX века.

Н. В. Давыдов. Поддержание порядка, полиция.

Н. В. Давыдов. Трактиры и рестораны.

Д.А. Покровский. Кулачные бои.


П.И.Богатырев. Крестовская застава.


Пантелеймон Романов. "Под великопостный звон".


И.А. Белоусов. "Еврейское гетто" в Москве.


И.А. Белоусов. "Московские бани".


Новодевичий монастырь.


Галина Серебрякова "Катков и нигилисты"
МОСКВА Кагановича
(из книги МОСКВА 1935 г.)


Архитектор К. Алабян. Расцвет архитектуры


Архитектор И. Фомин. Новые проспекты.


Л. Перчик. Планировка Москвы.


Вальтер Дюранти. Самый интересный город в мире


Е. Габрилович. Нет Сухаревке!


Инженер А. Бутусов. У товарища Сталина.


Архитектор Б. Иофан. Дворец Советов


Пример конкретного руководства


Заметки парторга
Поиск по сайту:
Экология    Медицина    Наука и образование    Культура
История Москвы    Достопримечательности    Политика    Анекдоты