Начнем нашу галерею с картины русского художника Михаила Александровича Зичи (1827-1906) посвященную свадьбе будущего российского императора Александра III, тогда еще великого князя. Картина большая, многофигурная и помпезная, выполненная в так называемом "имперском" стиле. Соответственно и название у нее длинное и помпезное. Зичи, судя по другим его произведениям, специалист в жанровых сценах и здесь бывает таа-акой озорник... И вот надо же, этакое эпическое произведение сочинил. Хотя у него это не единственная работа в таком роде. Очень многогранный художник.
«Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны»
Картина выполнена в реалистической манере, с высоким мастерством. Такие многофигурные картины интересно рассматривать: а, это кто?, а это? К сожалению описание картины найти не удалось.
Коротко о молодоженах. Великий князь Александра Александрович - второй сын царя реформатора Александра II не предполагался к царствованию. Наследником престола считался старший сын Николай Александрович - умный и широко образованный молодой человек. К сожалению, ранняя смерть помешала ему занять престол и наследником стал Александр. Заметим, к великому сожалению прогрессивной части российского общества. Но, сейчас не об этом.
Невеста - великая княгиня Мария Федоровна, в девичестве датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар, коротко - Дагмара. Была невестой старшего брата Александра - Николая. После его кончины в 1865 году, Александр получил в наследство трон и невесту. На следующий год (17 июня 1866 года) состоялась их помолвка в Копенгагене, а 28 октября того же года было совершено венчание в Большой церкви Зимнего дворца, что и было изображено на картине, написанной тоже довольно быстро, в 1867 году.
Такая спешка вызывала и вызывает разные мнения и суждения, но семейные дела, как говорят в Одессе: "не наше собачье дело". Главное, что брак их оказался удачным; в продолжение почти тридцатилетней совместной жизни супруги сохранили друг к другу искреннюю привязанность.
На этом фрагменте молодожены под венцом. Справа родители - Александр Николаевич и Мария Фёдоровна. В таких случаях, обычно пишут "счастливые родители", но не знаю насколько могут быть счастливыми родители, год назад потерявшие любимого сына.
Свадьба в картинах русских художников
Российские художники чаще всего изображали свадьбу и сопутствующие ей сватовство и "послевкусие", как события мягко говоря нерадостные, а иногда просто трагические. Прежде всего для невесты. Здесь обычно фигурировал неравный брак - бедную молодую девушку насильно или путем уговоров выдавали замуж за богатого старика, который судя по физиономии, обладал еще и скверным характером.
Если учесть то обстоятельство, что во все времена девушки хотели замуж и наверное во время свадьбы были и счастливые лица, не очень понятно откуда такой крен.
Не будем здесь показывать известную всем картину "Неравный брак" В.Пукирева, обратимся к другим картинам.
Фирс Журавлев. «Перед венцом». 1874 г.
Картина того же Ф. Журавлева
«После свадебной церемонии» 1874 г.
Маковский В.Е. «К венцу». 1894 г. Здесь невеста тоже грустная и носик красный, видать от слез.
К.Е. Маковский «Под венец». 1884 г.
Спустимся "в глубь веков" -
К. Лебедев. «Боярская свадьба» Картина явно написана с юмором - жених вылитый Митрофанушка, да и папенька ихний - такой толстопузый, на карикатурного купца тянет или попа. А вот невеста изображена в трагических тонах, вся закутанная, голова опущена, стоит сзади. Отец ее тоже сзади и смотрит нерадостно, видать недоволен.
Не видно радости и на картинах о "низшем" сословии.
Иван Куликов «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме» 1909 г
Н.К. Пимоненко. «Засватали» 1896 г.
Свадьба в картинах советских художников
Но, хватит о грустном. Пришли новые времена, а с ними новые картины. Теперь все изображалось в светлых, радостных тонах и разумеется свадьба. А почему нет? Замуж насильно никто не выдает, советские люди живут счастливо, зажиточно. И если с последними пунктами можно еще поспорить, особенно если вы злопыхатель, то насчет свадьбы действительно все так - не нравится, не ходи.
Сравните, все веселые, смеются, танцуют, на столе цветы. При старом режиме цветов даже не было.
Хотя если присмотреться строгим советским глазом, виден недочет. Стол бедненький. Что, у советских людей и на стол поставить нечего? Очернение. Но не будем придираться, это не со зла, а по недомыслию. Автору укажут и в следующих работах он исправится.
Ю. Пименов «Свадьба на завтрашней улице»
Это повидимому, самая известная советская картина о свадьбе, выражающая эпоху «шестидесятых», когда люди искренне верили в стройку «светлого будущего». По большому счету, эта картина не только о свадьбе - ничего что сейчас трудности и неудобства, вот построим новый город и заживем богато и счастливо. Надо терпеть и работать. Терпели, работали, а город не построили.
А. и С. Ткачевы «Свадьба» 1972 г.
Картина в стиле советского лубка
Свадьба глазами зарубежных художников
На Западе художники тоже писали на свадебную тему. Рисовали свадьбы и высшего света и простолюдинов. И если, в первом случае преобладала чопорность, то во втором безудержное веселье. И ни капли грусти. Конечно, и там были и неравные и несчастные браки и может быть не меньше чем в России. Но, как-то эта тема не увлекала тамошних художников.
Габриэль Чарльз Денекс «Свадьба»
Питер Миллер (Peter Miller)
Современный художник Питер Миллер вдохновение для своих картин черпает в «Золотой эпохе» автомобиля. Ключевой темой в его творчестве являются автомобили Роллс-ройс и Бентли, главным образом, автомобили 1920-х и 1930-х годов.
Вы не поверите, но название этой картины
«Сельская свадьба»
Иоганн Хамза (Johann Hamza ) «Свадьба»
Johann Hamza (1850-1927) - австрийский художник. Писал портреты и жанровые сцены из жизни аристократического общества в роскошных интерьерах.
Питер Брейгель Старший «Крестьянская свадьба»
Столы ломятся от угощения, все веселятся. Непонятно только где здесь жених и невеста.
Иржи Коссак. «Гуцульская свадьба»